Психологические факторы риска экстремистского поведения у подростков
Экстремизм определяется как специфическая форма поведения, которая выражается в приверженности насильственным способам поведения.
С точки зрения психологии, явление экстремизма в обществе порождено, прежде всего, психологическими проблемами. Экстремистский тип личности со специфическим мироощущением порождает экстремистское мышление, которое, в свою очередь, формирует конкретные модели насильственного поведения. Увеличение числа детей и подростков, попадающих в зону риска, остро ставят вопросы изменения стратегии и тактики социальной профилактики, психологической работы с подростками.
За счет возрастных особенностей подросткового и юношеского возраста количество радикально настроенных лиц среди них всегда выше, чем среди остального населения. Это объясняется психологической спецификой данного возраста. Она проявляется, прежде всего, в следующих особенностях:
- кризис идентичности;
- несформированность нравственных норм;
- гиперактивность;
- желание самоутвердиться;
- нечеткости социального статуса;
- высокая чувствительность к бесперспективности;
- гипертрофированное чувство несправедливости;
- отчуждённость.
Кроме того, многих представителей данной возрастной категории характеризует отсутствие настоящего дела. Для молодежи свойственны:
- жертвенность;
- героика;
- романтика риска;
- статусная значимость деятельности;
- возможность показать себя;
- стремление доказать что-то себе и другим.
Сегодня одной из самых актуальных проблем является проблема преодоления влияния экстремистских идей на формирование молодежного сознания, поскольку психологи отмечают, что вероятность экстремистского поведения молодежи очень высока.Очевидно, для разработки и осуществления, превентивных мер необходимо четко знать, что представляет собой молодежный экстремизм и каковы его психологически предпосылки.
Основным фактором молодежного экстремизма является готовность применять насилие, которое, в свою очередь, зависит от особенностей личности и от социально-психологических факторов риска. Готовность осуществлять насильственное поведение включает показатели различных видов агрессии, уровень одиночества, особенности ценностных ориентаций.
Сам же механизм экстремистского поведения представляет собой взаимодействие внешнихфакторов объективной действительности и внутренних психических процессов, состояний и особенностей личности.
В качестве предпосылок, определяющих возникновение и существование экстремизма, можноназвать:
1) индивидуальные (экстремистское поведение осуществляют люди с определеннымипсихологическими особенностями);
2) общие (социально-политическая ситуация в обществе), а именно:
- социальная неустроенность;
- обострение желания найти значимую статусную роль, реализовать представления о собственном «Я». Т.е. самоутверждение в структуре потребностей выходит на первое место, что и создает специфическую направленности личности - в условиях кризиса увеличивается расхождение между реально имеющимся и желаемым. Попытка приблизиться к желаемому также имеетэкстремистский выход.
Таким образом, среди факторов, приводящих к риску экстремистского поведения подростков, принято выделять:
1) экономико-социальное неблагополучие;
2) общественные традиции, связанные с применением насилия;
3) формирование СМИ экстремистской идеологии в общественном сознании;
4) доступность и допустимость применения насилия в данной конкретной социальной группе;
5) особенности семейной ситуации и взаимоотношений;
6) личностные предпосылки, а именно:
- высокий уровень агрессивности;
- эмоциональная незрелость;
- низкий уровень самоконтроля;
- нарушения в сфере ценностных ориентаций;
- низкая фрустрационная толерантность;
- конфликтность.
Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и формированием нарушений поведения у подростков. Выделяются факторы, влияющие на развитие личности, в т.ч. неблагоприятные воздействия, которые могут способствовать формированию девиантного поведения. К их числу относятся:
- общий психологический климат семьи;
- влияние взаимоотношений ребенка с родителями;
- взаимоотношения между родителями;
- семейные условия (социальное положение, материальный уровень семьи, уровень образования родителей).
Известно, что дети, воспитывающиеся без материнской любви, могут расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Отрицательно воздействующими на воспитание детей в семье являются:
- неблагополучная нравственная позиция родителей;
- неадекватная педагогическая позиция родителей;
- сужение объема обязанностей по воспитанию детей.
Установлена связь между родительскими наказаниями и агрессией у детей. Мальчики, чьи родители применяли суровые методы наказания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Отцы предпочитают физические наказания, но более снисходительны и терпимы к дочерям, а матери предпочитают непрямые и более психологические воздействия на сыновей и дочерей, хотя сыновьям разрешают самим чаще проявлять агрессию.
Развиваясь в социально неблагополучной семье, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат нормам, принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Особенностью эмоционального реагирования 13-14-летних школьников является сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.
С другой стороны, в неблагополучной семье наблюдается неблагополучие по отношению к ребенку. Но дети все разные: одни более выносливые, другие – нет, одни ранимые, другие – приспосабливающиеся, и всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Процессы социализации включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в т.ч. и детей, в определении разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых. У ребенка в асоциальной, пьющей семье свои игры. Дети играют в «гости», «свадьбы», «дни рождения» и таким образом усваивают нездоровые нормы поведения. Дети, у которых не сформирована игровая деятельность, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. Ребенок должен чувствовать, что он меняется, взрослеет. Негативный образ себя и недостаток доверия к себе ведут к снижению успеваемости. Представление ребенка о себе создается под влиянием окружающих. Но дети – представители асоциальных семей – несут в себе неприемлемые для общества черты, а значит, отвергаются им. В результате и отрицательные эмоциональные состояния – чувство страха, тревоги – преследуют таких детей чуть ли не от рождения. Асоциальные дети более всего усваивают агрессивное поведение через непосредственный опыт и посредством наблюдения. Постоянно встречаясь в условиях своего быта с такими же детьми, общаясь с пьяными родителями, их друзьями, подростки учатся отвечать агрессией на агрессию, регулярно наблюдая дома и в коридорах общежития сцены насилия, драк, скандалов, ссор. Со слов самих же ребят, зачастую их родители поощряют агрессивное поведение, хвастаясь, перед своими «друзьями» своим отпрыском, тем, как он сумел дать сдачи, разбив своему другу нос, или завладел какой-либо чужой вещью, игрушкой. Дети в асоциальных семьях, при неодобрении их поведения родителями, зачастую получают такое наказание, которое вызывает чувство озлобленности и мести, провоцируя последующие агрессивные действия.
Родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями, присущ часто жесткоавторитарный стиль воспитания или отсутствие стиля, как это бывает в асоциальных семьях, где родитель или оба злоупотребляют алкоголем. Они стремятся по всякому поводу жестко избить ребенка, считая эффективным лишь один воспитательный прием - физическую расправу, либо наказывают ребенка, вымещая на нем свою злость, неудачи, разрешая в остальное время делать ему все что заблагорассудится. Но воспитание не подразумевает того, что ребенку разрешается делать то, что нравится. Если ребенок страдает от наказаний, и это не компенсируется любовью родителей, то он вынужден стать в оппозицию к ним, и у него уже не будет дальнейшего намерения подчиняться их требованиям, равно как и требованиям общества. Сопротивление будет главным элементом его поведения, а это приведет к конфликту с общественными требованиями. Обычно дети в таких условиях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать маленьких, слабых, беззащитных. Таких детей отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержки интеллектуального развития, неустойчивость внимания. Эти дети, как правило, плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем-либо. Они не воспринимают требований школы, не выполняют их и, как следствие, не получают необходимого образования. Их состояние характеризуется как фрустрация (психическое состояние, сопровождаемоераздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием), которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение наталкивается на труднопреодолимые преграды. Неудовлетворенность в общении с родителями и ровесниками может стать причиной формирования негативных тенденций в поведении подростков вплоть до формирования девиантного, деликвентного, экстремистского поведения.
Если у ребенка неблагополучная ситуация в семье, это порождает у него поведенческие трудности в школе, что, в свою очередь, усиливает тревожность и нервозность, ведет к проблемам в общении со сверстниками. В подростковом возрасте, на этапе группирования со сверстниками, он найдет себе подходящую компанию. Уличный подросток адаптируется другим способом, сопровождая каждый свой шаг грубостью, нахальством, хулиганством. Ребенок становится «трудным» в результате педагогической запущенности, когда нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Условия жизни могут привести подростка к тому, что он отключает или отрицает свои чувства. Он надевает маску и становится недосягаемым. Чтобы выжить, дети приспосабливаются и развивают систему защиты, которой является та же агрессия.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
В вопросах профилактики экстремистского поведения подростков традиционно выделяют два основных направления:
- работа с социальной средой (выделение факторов риска и их нейтрализация);
- работа с личностью (коррекция отклоняющегося поведения, развитие толерантности к неблагоприятным социально-психологическим факторам).
В сложившихся условиях индивидуальная работа в данном направлении с каждым нуждающимся подростком чрезвычайно затруднительна, более целесообразно диагностировать неблагополучие не только отдельной личности, но и малой группы или коллектива в целом и работать с ними.
Таким образом, профилактика насильственного поведения из локально-индивидуальной работы с отдельными, как правило, уже совершившими правонарушение подростками превращается в системную превентивную работу с группами подростков на уровне социума.
Основные задачи профилактики экстремизма среди обучающихся:
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- Противодействие экстремизму через ученическое самоуправление;
- Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
- Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.
К таким категориям можно отнести:
- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые люди, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Традиционная цель гражданского воспитания в учреждении образования – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:
- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;
- проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;
рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
- проведение родительских собраний по проблеме формирования правового воспитанияучащихся;
- организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с педагогамисоциальными, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;
- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их законным представителям по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности должна строиться с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления психолого-педагогического просвещение родителей
- Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».
- Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.
- Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
- Правонарушения несовершеннолетних.
- Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде
- Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.
- Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.
- Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.
- Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.
- Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.